Сделать свой сайт бесплатно

Реклама

Создай свой сайт в 3 клика и начни зарабатывать уже сегодня.

@ADVMAKER@

Инструкция По Выявлению Нецелевого Использования Кредитных Ресурсов

12.05.2015
Инструкция По Выявлению Нецелевого Использования Кредитных Ресурсов

Типовую инструкцию о порядке организации и проведении контрольных мероприятий. в виде межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов и инвестиций;. в случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств. Неэффективное использование материальных ресурсов и.

инструкция по выявлению нецелевого использования кредитных ресурсов

Обобщение по нецелевому

Обзор практики рассмотрения споров, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств, с участием Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия г. Абакан 26 ноября 2008 года В соответствии с Планом работы Арбитражного суда Республики Хакасия на второе полугодие 2008 года коллегией по рассмотрению споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, обобщена практика по спорам...

Связанных с нецелевым использованием бюджетных средств, с участием приостановление операций по счетам в кредитных организациях; контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений. средств - Федеральным агентством водных ресурсов по целевой статье 280 00 00.

Помощь: Целевое использование кредита

Порядок контроля за целевым использованием средств краткосрочной зачислять их на депозитные счета в качестве кредитных ресурсов, использовать для В случае выявления фактов нецелевого использования бюджетной. 12 Должностные инструкции в строительстве Дорожные знаки.

ЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕДИТА Общие положения Планомерное снижение ставки рефинансирования, удешевление и большая доступность кредитных ресурсов вызывает рост объемов кредитования в Республике Беларусь и, следовательно, необходимость осуществления банками тщательного и досконального изучения всех аспектов как финансово-хозяйственной деятельности самого кредитополучателя в целом, так и анализа кредитуемого проекта в частности. Причем такая работа должна проводиться банком и на стадии рассмотрения кредитной заявки, и в процессе сопровождения предоставленного кредита - осуществления кредитного мониторинга. Представляется, что одним из существенных этапов процедуры анализа кредита наряду с проводимым финансовым исследованием деятельности кредитополучателя, правовой экспертизой, оценкой рисков, присущих компании и отрасли, изучением источников погашения кредита является определение цели финансирования. В первую очередь выяснение, формулировка, анализ и контроль целевого назначения кредита необходимы банку для оценки потенциальных рисков, связанных с кредитуемым проектом, и, соответственно, прямо влияющих на полное и своевременное исполнение клиентом своих обязательств по договору. Однако всегда ли банку следует одинаково подходить к вопросу целевого использования кредита? Конечно, нет. И поступательное развитие отечественного законодательства, и практическая деятельность банков предлагают новые подходы, а также поднимают ряд правоприменительных проблем, которые, на наш взгляд, требуют обобщения, систематизации и дополнительного акцентирования. В настоящее время в законодательстве Республики Беларусь происходят изменения в регулировании института «целевого использования кредита». В соответствии с определением кредитования, установленного в п.1 Инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.12.2003 № 226 (далее - Инструкция № 226), целевой характер кредита уже не является одним из пяти нормативно закрепленных принципов предоставления кредита наряду с возвратностью, платностью, срочностью и обеспеченностью. И хотя предыдущий нормативный акт Нацбанка РБ, регулирующий порядок предоставления банками кредитов, также не указывал на целевую направленность как имманентный принцип кредитования, Инструкцией № 226 сделан значительный шаг к диспозитивной регламентации кредитных отношений, в т.ч. коренным образом изменен взгляд законодателя на цель кредита. Понятие целевого использования кредита Согласно ст.142 Банковского кодекса РБ (далее - БК) целевое использование кредита является существенным условием кредитного договора, а ст.146 БК предусматривает, что кредит предоставляется для целей, определенных кредитным договором. В Инструкции № 226 Нацбанком РБ раскрывается, какими способами может быть определено целевое использование кредита в кредитном договоре: - на кредитополучателя возлагается обязанность использовать предоставленные денежные средства на приобретение определенных вещей, включая ценные бумаги и иное имущество, в т.ч. имущественные права, оплату работ и (или) услуг и любые иные цели, не запрещенные законодательством Республики Беларусь; - для кредитополучателя устанавливается запрет на вложение предоставленных денежных средств в определенные виды деятельности; - комбинированное установление целевого использования кредита с одновременным использованием вышеуказанных способов. Именно предоставление банкам возможности определять цель кредита посредством установления в кредитном соглашении запрета на вложение денежных средств в определенные виды деятельности и (или) путем возложения на кредитополучателя обязанности использовать предоставленные денежные средства на любые цели, не запрещенные законодательством РБ, не конкретизируя их в договоре, является тем шагом от излишней зарегулированности изначально договорных гражданско-правовых отношений к возложению всей полноты ответственности на банки, самостоятельно оценивающие собственные риски. Проектом новой редакции БК вообще предполагается, что условие о целях, на которые кредитополучатель обязуется использовать или не использовать предоставленные денежные средства, является существенным только лишь тогда, когда кредит предоставляется под гарантию Правительства РБ и (или) местных исполнительных и распорядительных органов, что является, с одной стороны, весьма прогрессивным подходом, реализующим принцип свободы договора, а с другой - признанием самостоятельности банков в создании системы регулирования, минимизации и контроля кредитного риска. В случае если таковые изменения будут внесены, соответственно будут исключены законодательные ограничения на использование кредита. На сегодняшний момент согласно ст.146 БК и п.5 Инструкции № 226 кредитополучатель не вправе использовать кредит для: - покрытия убытков; - уплаты взносов в уставные фонды юридических лиц; - погашения ранее полученных кредитов либо погашения кредита за другого кредитополучателя; - уплаты налогов и иных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, страховых платежей, оплаты телеграфных и почтовых расходов; - уплаты процентов за пользование кредитом; - уплаты неустойки (штрафа, пени); - уплаты вознаграждения (комиссии), связанного с предоставлением кредита, за исключением комиссионного вознаграждения при получении кредита наличными денежными средствами с использованием банковской пластиковой карточки. Также видится логичным в случае законодательного дерегулирования целевого использования кредита отказаться от нормативной классификации кредитов по видам. Ведь именно цель кредита лежит в основе подразделения кредитов на краткосрочные и долгосрочные. Для банка, принимающего к рассмотрению кредитную заявку клиента, цель кредита является одним из основополагающих предметов исследования при проведении анализа возможности предоставления кредита и принятии соответствующего решения. Следовательно, и банком, и кредитополучателем цель кредита должна быть четко сформулирована, продумана и осознана. Как правило, для клиента это должна быть его обычная, нормальная коммерческая деятельность, а для банка цель кредитования должна соответствовать профилю его кредитной деятельности. Помимо ограничений, устанавливаемых законодательством, кредит не может предоставляться на цели, противоречащие учредительным документам юридического лица. Также полагаем, что банк вправе в локальных нормативных правовых актах дополнительно устанавливать цели, на которые кредит не может быть предоставлен (например, для приобретения ценных бумаг, на спекулятивные цели). В целом можно говорить о том, что банк, исходя из принципов возвратности кредита и минимизации рисков, не должен предоставлять денежные средства, не имея представления о целевом назначении кредита. Теоретически возможно (и действующее законодательство это допускает) предоставление кредита без изучения его цели, однако, на наш взгляд, это может быть лишь кредит, выдаваемый под обеспечение со 100%-й ликвидностью (гарантийный депозит денег, залог прав на получение денежных средств в форме депозита, размещенного в банке-кредитодателе, залог государственных ценных бумаг и т.п.). Контроль целевого использования кредита Наблюдение банком за использованием кредита клиентом продолжается и после его выдачи и выражается в так называемом контроле целевого использования кредита. В отличие от ранее действовавшего порядка, когда обеспечение такого контроля путем осуществления проверок на месте у кредитополучателя, за несущественным исключением, было обязанностью банка, Инструкцией № 226 предусматривается, что уполномоченный орган банка утверждает локальные нормативные правовые акты, предусматривающие виды и способы кредитования, при которых не осуществляется контроль за целевым использованием кредитов, а также порядок контроля за целевым использованием предоставленных кредитов и порядок оформления факта проверки целевого использования кредита. Императивно закрепленным осталось лишь требование предоставления до заключения кредитного договора для оценки платежеспособности кредитополучателя - юридического лица, за исключением кредитования по счету-контокорренту и овердрафтного кредитования, копий договоров (контрактов) в подтверждение кредитуемых сделок (при осуществлении банком контроля за целевым использованием кредита) (п.14 Инструкции № 226). В остальном банк самостоятельно устанавливает собственные подходы к контролю целевого использования кредита. Полагаем, что банк, исходя из конкретной сущности операции, может не осуществлять контроль целевого использования при предоставлении денежных средств на счет кредитополучателя, при овердрафтном кредитовании, кредитовании по счету-контокорренту. Относительно представления копий договоров в подтверждение кредитуемой сделки для изучения целевого характера предполагаемого использования кредитных средств считаем, что в отдельных случаях банк не только должен их исследовать, но и при необходимости высказать свое видение условий контракта с целью уменьшения предполагаемого кредитного риска. Предоставление возможности перечислять сумму кредита на текущий (расчетный) счет кредитополучателя и снятия ограничений на получение кредита наличными денежными средствами для физических лиц (за исключением предоставляемых на финансирование недвижимости) также можно прямо связывать с ослаблением нормативного регулирования принципа целевого использования. Так, к примеру, в Российской Федерации законодательство вообще не предоставляет возможности банкам перечислять кредитные денежные средства, минуя расчетный счет кредитополучателя в оплату платежных инструкций, и, следовательно, никак не регламентирует целевое назначение кредита и контроль целевого использования. В то же время полагаем, что даже при предоставлении денежных средств на текущий (расчетный) счет кредитополучателя у банка при необходимости есть возможность осуществления контроля целевого использования кредита. Умышленно нарушив логику изложения, определим первоначально способы контроля целевого использования кредита. Ими могут быть: - проведение проверок на месте у кредитополучателя; - осуществление документарного контроля без выезда на место (путем получения от кредитополучателя копий платежных, транспортных документов, контрактов); - визирование работником кредитного подразделения банка платежных инструкций кредитополучателя (платежных инструкций третьего лица, акцептованных кредитополучателем); - получение информации об использовании кредита из любых допустимых законодательством источников. Такие способы могут комбинироваться либо применяться в отдельности и, как правило, указываются непосредственно в кредитном договоре. Таким образом, при перечислении банком денежных средств на счет кредитополучателя возможно применение указанных способов, за исключением визирования платежных инструкций кредитополучателя. Денежные средства, находящиеся на текущем счете клиента, являются его собственными и формально он не может быть ограничен в их распоряжении, однако все же, учитывая специфику взаимоотношений банк - клиент и в случае если в кредитном договоре использование кредитных средств определено на конкретные цели, полагаем возможным, к примеру, контролировать целевое назначение по кредитному договору, добиваясь от клиента представления соответствующей платежной инструкции не позднее момента зачисления кредитных средств на его текущий (расчетный) счет. Отметим, что банк не вправе отказать клиенту в осуществлении платежа с его текущего (расчетного) счета по основанию «нецелевое использование кредитных средств», однако вправе потребовать досрочного погашения кредита и (или) применить иные меры в связи с нецелевым использованием кредитных средств в соответствии с условиями кредитного договора. Тем не менее естественно, что банк должен избегать вероятности возникновения таких отношений с кредитополучателем - клиентом банка. В случае кредитования по счету-контокорренту и при овердрафтном кредитовании - способами, которые применяются в отношениях с финансово устойчивыми, платежеспособными предприятиями, имеющими сложившиеся связи с банком, - а также в отдельных случаях кредитования путем открытия возобновляемой кредитной линии зачастую нет необходимости осуществлять контроль целевого использования. Возможно не предусматривать контроль целевого использования путем проведения проверок на месте у кредитополучателя, например, кредитов, предоставляемых на выплату заработной платы, микрокредитов, кредитов, предоставляемых индивидуальным предпринимателям в текущую деятельность, в рамках упрощения процедур кредитования отдельных категорий клиентов. В данном случае контроль может осуществляться путем визирования платежных инструкций кредитополучателя либо платежных инструкций третьего лица, акцептованных кредитополучателем. Перечисление же денежных средств на счет кредитополучателя, открытый в ином банке, вовсе не позволяет оперативно контролировать целевое использование кредита и при наличии определенных условий может повлечь и невозможность такого использования независимо от воли кредитополучателя. Нецелевое использование кредита Однако, несмотря на меры, осуществляемые банком, а иногда и самим кредитополучателем для реализации цели кредита, возможны ситуации, когда денежные средства не используются по установленному в кредитном договоре назначению. И будет ли эта ситуация трактоваться как нецелевое использование кредита либо как невозможность целевого использования, зависит, на наш взгляд, от того, как определено понятие «нецелевое использование кредита» в кредитном договоре и определено ли оно вообще. Полагаем, что по умолчанию нецелевое использование кредита есть виновное деяние (действие либо бездействие) кредитополучателя, направленное на использование предоставленных денежных средств на цель, не предусмотренную кредитным договором. Например, когда банком предоставляется кредит на счет кредитополучателя, открытый в ином банке, банку-кредитодателю не представляется возможным отследить наличие картотеки к текущему (расчетному) счету именно в момент зачисления денежных средств. В результате может возникнуть ситуация, когда кредитные средства будут списаны по платежным требованиям, выставленным взыскателем. В рассматриваемом случае при наличии требования взыскателя к счету, на который зачисляется сумма кредита, отсутствует волеизъявление кредитополучателя на использование кредита для уплаты денежных средств по предъявленным ко взысканию требованиям и не во всех случаях в отношении кредитополучателя можно признать его виновным. В связи с этим также полагаем необходимым отметить, что, по существу, запрет на использование кредита на уплату налогов, иных платежей в бюджет, установленный в ст.146 БК, не имеет под собой веских экономических оснований, если эти налоги являются текущими и уплачиваются в срок. Другим примером невозможности целевого использования кредита является ситуация, когда кредитополучателю кредит предоставляется на осуществление предварительных (авансовых) платежей, но в дальнейшем, при наступлении сроков, предусмотренных договором между кредитополучателем и продавцом, поставка не осуществляется. Вопрос о наличии факта нецелевого использования кредита при непоставке товара, приобретаемого за счет кредита, на наш взгляд, должен исследоваться банком с учетом всего комплекса факторов, вызвавших непоставку товара. Например, в подобных случаях целесообразно выяснять причину непоставки, длительность и историю взаимоотношений кредитополучателя с поставщиком, принятые кредитополучателем меры по понуждению поставщика к исполнению условий договора поставки, случаи пролонгации срока поставки по договору между поставщиком и кредитополучателем. Считаем, что только наличие всего объема информации о взаимоотношениях кредитополучателя и поставщика позволит установить, имело ли место нецелевое использование кредита. Как было уже отмечено, стороны вправе раскрыть в кредитном договоре, что они понимают под нецелевым использованием кредита, как посредством общей формулировки, так и через перечисление возможных случаев либо комбинированным способом. Также в кредитном договоре устанавливаются последствия нецелевого использования кредита. В части второй ст.145 БК определено, что кредитодатель вправе потребовать досрочного погашения кредита и (или) отказаться от дальнейшего кредитования кредитополучателя по этому договору: - при нарушении кредитополучателем обязанности обеспечить кредитодателю возможность осуществления контроля за целевым использованием кредита; - при неисполнении кредитополучателем обязательств по кредитному договору. Следовательно, в кредитном договоре допускается установление обязанности кредитополучателя использовать сумму кредита на цели, предусмотренные этим договором, и, соответственно, возможности досрочно взыскать выданный кредита и (или) отказаться от дальнейшего кредитования. К рассматриваемым правоотношениям может одновременно применяться и норма п.2 ст.767 Гражданского кодекса РБ, регулирующая отношения целевого займа, согласно которой заимодавец-банк вправе потребовать от заемщика-кредитополучателя досрочного возврата суммы займа и уплаты причитающихся процентов (ст.145 БК не упоминает возможность досрочного взыскания процентов), если иное не предусмотрено договором: - в случае невыполнения заемщиком условия договора займа (кредитного договора) о целевом использовании суммы займа; - при нарушении заемщиком обязанности обеспечить возможность осуществления заимодавцем контроля за целевым использованием суммы займа. Ранее действия банка при установлении факта нецелевого использования были определены законодательством. В настоящее время эту процедуру целесообразно отразить в локальных нормативных правовых актах, причем, к примеру, может быть использована формулировка п.39 утративших силу Правил размещения банками Республики Беларусь денежных средств в форме кредита, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 24.05.2001 № 116: кредиты, использованные не по целевому назначению, подлежат досрочному погашению на основании платежных инструкций кредитополучателя или взыскиваются платежным требованием или мемориальным ордером банка в установленной законодательством РБ очередности. По истечении срока, установленного во внутренних документах банка, с момента установления факта нецелевого использования кредита остаток непогашенного кредита относится на счет по учету просроченной задолженности по кредитам, и в дальнейшем взыскание просроченного долга производится в общем порядке. Следует также учитывать, что в соответствии с частью четвертой ст.147 БК кредитополучатель, не погасивший кредит в срок, обязан в период со дня истечения срока возврата кредита до его полного погашения уплачивать повышенные проценты в размере, определенном кредитным договором, если иное не предусмотрено законодательством РБ или договором. Кредитным договором может быть предусмотрена и ответственность кредитополучателя за нецелевое использование кредита, как правило, в виде штрафа и возмещения убытков банка. Необходимо отметить, что Указом Президента РБ от 16.01.2002 № 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений» предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование кредитополучателями банковских кредитов для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 30 до 50 базовых величин. Отметим также, что возможность осуществления предварительных (авансовых) платежей за счет кредита должна быть предметом изучения банка при анализе заявки дополнительно к изучению целевого назначения кредита. Осуществление за счет кредита предварительных (авансовых) платежей и целевое назначение кредита - различные явления, несмотря на то, что структурно они регламентируются одной ст.146 «Целевое использование кредита» БК. Способ платежа - авансовый или по факту поставки - лишь опосредует цель перечисления денежных средств, и, естественно, предварительный (авансовый) платеж повышает риск кредитной операции, поскольку он включает в этом случае и риск непоставки. В случае выдачи кредита в порядке предварительной оплаты (авансового платежа) установленный в результате осуществляемого банком последующего контроля фактической поставки кредитуемых ценностей факт непоставки товара сам по себе не является нецелевым использованием кредита. Вместе с тем кредитным договором может быть предусмотрено, что при непоступлении товаров банк вправе потребовать досрочного погашения кредита и (или) отказаться от дальнейшего кредитования кредитополучателя по этому договору в силу указаний ст.145 БК. Четкое определение в договоре целевого назначения кредита важно не только для банка, но и для кредитополучателя, поскольку в некоторых случаях законодатель связывает с целью кредита наступление определенных последствий. Так, в соответствии со ст.3 Закона РБ от 22.12.1991 № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» в затраты по производству и реализации продуктов, товаров (работ, услуг) при определении прибыли включаются проценты по полученным кредитам (за исключением процентов по просроченным кредитам, а также займам, связанным с приобретением основных средств и нематериальных активов и иных внеоборотных (долгосрочных) активов). Также в состав себестоимости продукции (работ, услуг) кредитополучатель в соответствии с п.2.2.19 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Минэкономики 26.01.1998 № 19-12/397, Минфином 30.01.1998 № 3, Минстатом 30.01.1998 № 01-21/8 и Минтрудом РБ 30.01.1998 № 03-02-07/300, вправе включить проценты по полученным кредитам (за исключением процентов по просроченным кредитам, а также займам, связанным с приобретением основных средств и нематериальных активов и иных внеоборотных (долгосрочных) активов). Несмотря на то, что отечественный законодатель эволюционно приближается к устранению императивной регламентации целевого использования кредита, соблюдение этого принципа продолжает оставаться для банка одним из условий, определяющих его успешную кредитную деятельность, является одним из элементов кредитного риска и подлежит, по нашему мнению, детализации в локальных нормативных правовых актах банка, которая может быть реализована, к примеру, по следующей схеме: 1) определение целей, на которые не может быть выдан кредит; 2) регламентация подходов, методов оценки кредитной заявки в зависимости от цели кредита; 3) составление перечня необходимых документов в зависимости от целевого назначения кредита; 4) формулирование понятия нецелевого использования кредита (может быть дано в кредитном договоре); 5) закрепление видов и (или) способов кредитования, при которых контроль целевого использования не осуществляется; 6) установление порядка контроля целевого использования предоставленных кредитов в зависимости от цели кредита; 7) фиксация процедуры действий банка при выявлении нецелевого использования кредита. 26.07.2005 г. Антон Никончик, заместитель начальника управления кредитования ЗАО «Славнефтебанк» Владимир Никончик, профессор кафедры экономико-правовых дисциплин Академии Министерства внутренних дел Республики Беларусь Журнал «Главный Бухгалтер. Банковская деятельность» № 3, 2005 г. Для более детального изучения см. Пособие От редакции: С 1 января 2006 г. в Закон Республики Беларусь от 22.12.1991 № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» на основании Закона Республики Беларусь от 31.12.2005 № 80-З внесены изменения и дополнения. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000 № 441-3 на основании Закона Республики Беларусь от 17.07.2006 № 145-З изложен в новой редакции. В Закон Республики Беларусь от 22.12.1991 № 1330-ХII «О налогах на доходы и прибыль» на основании Закона Республики Беларусь от 29.12.2006 № 190-З внесены дополнения и изменения. Со 2 февраля 2007 г. Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденную постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.12.2003 № 226, на основании постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.12.2006 № 223 изложена в новой редакции.

Источники формирования финансовых ресурсов. Другие документы, подобные Нецелевое использование бюджетных средств при выявлении подобного нецелевого использования федеральных. Для сведения: согласно пункту 137 Инструкции Государственного банка СССР "По.

ЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕДИТА Общие положения и большая доступность кредитных ресурсов вызывает рост объемов кредитования в 226 (далее - Инструкция № 226), целевой характер кредита уже не является одним из. действий банка при выявлении нецелевого использования кредита.

Комментарии (0)Просмотров (97)


Зарегистрированный
Анонимно